Введение:
В период перестройки проблемы социальных выплат в нашей стране как таковой не существовало. Предприятие гарантировало своим работникам опре-деленный пакет социальных выплат. Причем социальные выплаты практически на всех предприятиях были одинаковы.
В настоящее время на предприятиях разных форм собственности сущест-вуют различные подходы к решению проблемы социальных выплат: на госу-дарственных предприятиях данные выплаты полностью или частично сохраня-ются, а на частных предприятиях могут вообще отсутствовать.
Данная тема, безусловно, актуальна, поскольку в отечественной литерату-ре изучена достаточно слабо. Так как передача государственной собственности в частное пользование и наоборот продолжается до сих пор эта тема еще долго будет актуальной.
Проблема данного проекта заключается в определении необходимости и целесообразности применения социальных выплат на предприятии.
Для ее решения был определен круг вопросов. А именно:
• рассмотреть опыт социальных выплат на предприятиях зарубежных стран и социальные программы российских предприятий;
• провести финансовый анализ конкретного предприятия для определе-ния зависимости социальных выплат от финансового состояния пред-приятия;
• выявить достоинства и недостатки внедрения тех или иных социальных выплат;
• дать рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствова-нию системы социальных выплат на предприятии.
Цель работы – исследование системы социальных выплат на предпри-ятии.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
• проанализировать структуру социальных выплат на западных и отече-ственных предприятиях, выявить схожие черты и отличия;
• раскрыть механизм управления социальными выплатами на российских предприятиях;
• определить мотивационные и финансовые аспекты социальных про-грамм;
• дать рекомендации по оптимизации структуры социальных льгот.
Объект исследования – предприятие по оказанию услуг электрической связи.
Предмет исследования – социальные выплаты и механизм управления ими.
Методы исследования:
1. Методы сбора информации: анализ документов (коллективный договор, та-беля, приказы, баланс форма №1, форма № 2 ); наблюдение; интервью.
2. Метод анализа информации: общенаучный, а именно ситуационный подход; специальный, а именно нормативный.
В работе выделяется три главы: 1 глава – теоретическая часть, в которой автор рассматривается опыт зарубежных и российских предприятий по исполь-зованию системы социальных выплат и социальные программ на предприятиях, управление системой льгот, а так же финансовые и мотивационные аспекты; 2 глава – практическая часть, где на основе изученного материала, автор приме-няет знания при расчетах на конкретном предприятии, проводя финансовый анализ предприятия, исследует систему социальных выплат на предприятии; проводит анализ в 3 главе – автор дает рекомендации по дальнейшему приме-нению социальных выплат на предприятии Елабужский ЗУЭС.
Глава 2:
Финансовый анализ предприятия позволяет выяснить, каким образом фи-нансовая деятельность сказывается на возможности социальных выплат.
Основные экономические показатели Елабужского ЗУЭС – прибыль, рентабельность, ликвидность, взятые за девять месяцев последних трех лет, по-зволяют произвести финансовый анализ данного предприятия.
Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предприятия на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осущест-вления предпринимательской деятельности. Прибыль представляет собой раз-ность между выручкой и себестоимостью:
П= В – С;
На основе данных формы №2 произведем расчет показателя прибыли (в рублях) до налогообложения, рентабельности.
Используем данные за 9 месяцев 2002:
П = (стр. 050 + стр.060 – стр. 070 + стр.080+ стр.090 – стр.100 + стр.120 - стр.130)= 3772526+0-0+0+76837-502904+12459-15064= 3343852
Используем данные за 9 месяцев 2003:
П = (стр. 050 + стр.060 – стр. 070 + стр.080+ стр.090 – стр.100 + стр.120 - стр.130)=7414306+0-0+0+0-0+0+0= 7414306
Используем данные за 9 месяцев 2004:
П = (стр. 050 + стр.060 – стр. 070 + стр.080+ стр.090 – стр.100 + стр.120 - стр.130)= 3506120+0-0+0+8702-2153368+934430-1050783)= 1245101
На основе данных формы №2 приведем данные чистой прибыли (в рублях)
Используем данные за 9 месяцев 2002:
П чистая = 2173504
Используем данные за 9 месяцев 2003:
П чистая = 4819299
Используем данные за 9 месяцев 2004:
П чистая = 946277
Таким образом, за период работы ЕЗУЭС 2003-2004 гг. наблюдается рез-кое снижение прибыли, так как в 2004 году по статье затрат (материалы) пали расходы предприятия по строительству междугородних линий связи. Процесс объединения подразделений в единое целое повлек за собой снижение прибыли за счет убыточности Елабужского ЭТУС и Агрызского РУЭС. Данный резуль-тат в сложившихся условиях представляется естественным. Однако, несмотря на все экономические трудности предприятие является прибыльным.
Рентабельность – показатель экономической эффективности производст-ва на предприятиях. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или се-бестоимости продукции (в процентном выражении).
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы пред-приятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производ-ственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемости затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйст-венной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффек-та с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и це-нообразование.
Рассчитаем рентабельность исследуемого предприятия.
Прибыль до налогообложения (убыток) (стр.140 Ф -№2)
Затраты (стр.021 Ф -№2)
R = П / З * 100,
Используем данные за 9 месяцев 2002:
R = 3343852 / 14577070 * 100 = 22,94 %
Используем данные за 9 месяцев 2003:
R = 7414306 / 48599134 * 100 = 15,26 %
Используем данные за 9 месяцев 2004:
R = 1245101 / 62531671 * 100 = 2,0 %
Заключение:
Решение проблемы видеться, прежде всего, в стабилизации экономики, что позволило бы предприятиям обрести более устойчивое финансовое положение и сделало реальной возможность широкого спектра социальных выплат, введе-ние которых с экономической точки зрения оправдано.
Основными направлениями для решения данной проблемы могут являться усовершенствование политики социального партнерства, более грамотный под-ход к руководству людьми, основанный на экономических расчетах и знание потребности сотрудников предприятия, использование опыта современных пе-редовых западных предприятий, использование опыта социальных выплат на российских предприятиях, четком понимании мотивации сотрудников.
Проанализировав деятельность Елабужского ЗУЭС можно сделать сле-дующие выводы:
• в условиях перехода к рыночной экономике прибыль предприятия уменьшилась, следовательно, уменьшилось количество социальных вы-плат;
• уменьшились суммы некоторых оставшихся выплат;
• первостепенное внимание на предприятии уделяется лицам первосте-пенного возраста, многодетным матерям, а так же матерям-одиночкам.
В отношении этих граждан социальные льготы не исчезли. Особые льготы предоставляются руководящему звену.
В любом случае данные социальные выплаты экономически оправданы не-смотря на сложное финансовое положение, поскольку заставляют работника более ответственно относится к своим обязанностям, позволяют избежать большой текучести кадров, вселяют в работников чувства защищенности. По-казательным на наш взгляд является тот момент, что даже при сокращении чис-ленности персонала или при ликвидации предприятия для сотрудников сохра-няются льготы на период трудоустройства в течении трех месяцев.
Именно, на основе изученного материала автор рекомендует:
• не реже, чем один раз в квартал, производить расчет показателей, что-бы координировать коллективный договор с финансовыми возможно-стями;
• в целях осуществления общественного контроля за социальными вы-платами доводить положение коллективного договора до сведенья всех сотрудников предприятия, при возможности возвращать те социальные льготы, которые на протяжении последних лет были утрачены;
• оправданным будет введение дополнительных льгот, напрямую не свя-занных с финансовыми затратами. Например, рекомендуется предоста-вить сотрудникам режим гибкого времени.