Дипломная по теме: Условия обогащения речи младших школьников на уроках русского языка

Название работы: Условия обогащения речи младших школьников на уроках русского языка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание

Введение . .3

Глава I. Грамматические основы развития речи у младших школьников

1.1. Определение сущности понятий «язык» и «речь» .5

1.2. Богатство как одно из условий развития речи .14

1.3. Содержание уроков русского языка по обогащению словарного запаса младших школьников.23

Выводы по главе I.36

Глава II. Проверка условий обогащения речи младших школьников

2.1. Задачи и содержание опытно - экспериментальной работы .37

2.2. Процесс обогащения речи учащихся начальных классов .45

2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы .48

Выводы по главе II .56

Заключение .57

Список литературы .59

Приложение .64

Выдержка:

Введение:

В условиях индивидуализации, дифференциации и гумманизации процесса обучения, переход школы на четырехлетний цикл обучения, а вместе с этим выработка и совершенствование индивидуальных образовательных программ, наводит на мысль о необходимости разрешения вопросов, связанных с обучением младших школьников, в частности, в области совершенствования речи.

Данные вопросы исследовались крупнейшими российскими и зарубежными учеными - специалистами: психологами, философами, дидактами, методистами, такими как: М.С. Каган, М. Дюфрен, К. Черри, Т. Шибужани, Р. Шовен, В.А. Сухомлинский, Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, В.Ф. Одоевский, В.П. Вахтеров, Н.Д. Бунаков, Н.П. Каноныкин, М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, Д.И. Тихомиров, Л.В. Щерба, М.Л. Закожурников, Л.С. Выготский, Л.Я. Желтовская, В.С. Мухин и другие.

Исходя из данных исследований, одной из наиболее значимых на современном этапе педагогической науки проблем является составление оптимальной модели, по которой можно осуществить обучение младших школьников важному лингвистическому аспекту, каким является речь. Развитие речи и обогащение словарного запаса детей является краеугольным камнем современного обучения на уроках русского языка, чтения, риторики и других предметах.

Данная причина обусловила выбор темы. Ее значимость в том, что в современной научно - педагогической литературе имеется ряд публикаций, посвященных данной проблеме, однако, в целом она представляется слаборазработанной в теоретическом и практическом планах. Возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми современному человеку обществом, по поводу развития речи, с одной стороны, и возможностями школы - с другой.

В связи с этим мы выбрали тему исследования: «Условия обогащения речи младших школьников на уроках русского языка»

Целью является изучение теоретических и практических аспектов проблемы обогащения речи младших школьников на уроках русского языка.

Объектом исследования выступил процесс обучения русскому языку младших школьников.

Предмет исследования явились условия обогащения речи младших школьников.

Цель нашла свою реализацию в ходе решения следующих задач:

1.Изучить психолого - педагогическую справочную литературу по теме исследования;

2.Изучить сущность понятий «язык» и «речь», их сходства и различия;

3.Рассмотреть богатство речи как одно из условий обогащения речи младших школьников;

4.Определить пути, методы, средства, условия обогащения речи младших школьников;

5.Опытно - экспериментальным путем выявить условия обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка;

6.Произвести обработку и интерпритацию результатов исследования.

Для реализации поставленных задач были выбраны методы научного исследования: изучение литературы по данному вопросу, беседа, создание диагностической ситуации, тестирование, наблюдение.

Выводы и обобщения после каждой главы и в конце работы основаны на теоретических и эмпирических данных, полученных в результате использования вышеуказанных методов.

Глава 2:

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Его цель заключается в создании комплекса упражнений по обогащению словарного запаса учащихся, применяющегося на уроках русского языка и чтения, а также в последующей проверке эффективности данного комплекса.

Мы создали комплекс занятий «Путешествие в страну Лексикологию». Занятия могут быть включены в урок или, по желанию учителя, быть самостоятельными уроками по обогащению словарного запаса младших школьников. Всего разработано восемь занятий, рассчитанных на 20 – 30 минут. Комплекс построен так, что сначала идет знакомство с новой темой, а затем, на следующем занятии, проводится закрепление знаний. К каждому теоретическому занятию прилагается практическая часть в виде нескольких упражнений [Разработка занятий см. в приложении № 5]. Опишем их суть.

I занятие.

Тема: Путешествие в страну Лексикологию.

На данном уроке учитель знакомит детей с основной единицей языка слова, рассказывает о происхождении и богатстве нашего языка, знакомит с понятием многозначные слова. Это занятие рассчитано на то, что данная тема будет доминирующей на уроке.

II занятие.

Тема: Пестрое семейство.

Дети путешествуют в город, в котором живут слова – синонимы. Они узнают, какие слова называются синонимами и почему их называют «пестрым семейством». На примерах из литературных произведений закрепляют понятие синонимов и синонимических гнезд. Учащиеся пытаются не только отыскать их в тексте, но и подобрать самостоятельно. Ученики в конце занятия делают вывод, для чего нам в речи нужны синонимы.

III занятие.

Тема: Двойники, но не братья.

На данном занятии дети, вместе с учителем, совершают экскурсию в город омонимов. Они знакомятся с термином «омоним» и с тем, какие слова мы можем назвать омонимами. Ребята находят такие слова в тексте и пытаются самостоятельно узнать все значения некоторых слов – омонимов.

IV занятие.

Тема: Великое противостояние.

Дети отправляются в город с загадочным названием. Они узнают, что в этом городе живут слова – антонимы, для чего они нужны. Учащиеся распознают слова – антонимы в текстах стихотворений, пословицах, поговорках.

V занятие.

Тема: Шутливо, да не очень.

Этот урок посвящен фразеологизмам. Учащиеся знакомятся с термином «фразеологизм», «крылатое выражение». Учитель рассказывает откуда они появляются. Во время выполнения упражнений, дети рассматривают примеры фразеологизмов, определяют значение каждого из них, заменяют «крылатые выражения» в тексте другими словами. Ученики делают выводы о значении фразеологизмов в речи.

Заключение:

Описанные в выпускной квалификационной работе теоретические выкладки и практические наработки позволяют прийти к определенным выводам:

1. Ознакомление с теоретическими трудами педагогов – мыслителей, методистов прошлого века, а также материалов настоящего времени, показывает, что теме обогащения словарного запаса учащихся достаточное внимание уделялось в разные периоды истории нашего общества;

2. Выяснилось, что язык – это орудие общения, речь есть производимый этим орудием способ общения, создаваемый приложением «старого» языка к новой действительности;

3. С помощью словарей и другой научной литературы было доказано, что русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет на высшем уровне развивать речь младших школьников, обогащать их словарный запас;

4. Так же выяснилось, что богатство речи – это максимально возможное насыщение речи разными неповторимыми средствами языка, необходимыми для четкого, точного, красочного выражения своих мыслей;

5. Выработка оптимальной модели, по которой осуществляется обучение младших школьников речи и работа над формированием ее богатства, является одной из значимых проблем на современном этапе педагогической науки;

6. Изучение литературы выявили теоретические и практические основы, способы эффективного осуществления учебного процесса по формированию богатой речи на уроках русского языка и чтения. В итоге сделан подбор результативных приемов, методов работы, с учетом возраста учащихся выбраны упражнения, способствующие обогащению речи школьников;

Похожие работы на данную тему