Введение.
Проблема подготовки и методика проведения занятий по теме: «Преступления против собственности» (для ВУЗов) в современных условиях в нашем государстве имеет особую актуальность и значимость, поскольку преступления против собственности являлись и являются на сегодняшний день наиболее распространенными среди других уголовно наказуемых деяний и причиняют огромный ущерб, который весьма негативно сказывается на социально-экономической сфере общественной жизни. Анализ структуры преступности в России показывает, что данные преступления занимают ведущее место. За период с 1980 по 2005 гг. их количество возросло в 4,7 раза, составив почти 2/3 удельного веса от всей зарегистрированной преступности.
Самыми опасными преступлениями против собственности справедливо признаются хищения, среди которых доминирующее положение ввиду своей распространенности занимают тайные хищения чужого имущества (кражи), составляющие около половины из числа всех преступлений, совершаемых в России. При этом их доля в общей структуре преступности остается неизменной за незначительными отклонениями уже на протяжении нескольких лет.
Широкая распространенность краж и как следствие значительный совокупный ущерб, причиняемый ими физическим и юридическим лицам, свидетельствуют о том, что принимаемые меры по предупреждению, выявлению и расследованию тайных хищений чужого имущества пока не приносят удовлетворительного результата. Отсюда, в частности, вытекает необходимость дополнительного изучения состояния законодательного регулирования состава данного преступления и ответственности за его совершение, требуется постоянное совершенствование теории и практики борьбы с рассматриваемым видом преступной деятельности, выработки эффективных мер по противодействию данному виду преступной деятельности как социальному феномену, пустившему глубокие корни в Российском обществе.
Глава 2. Технология подготовки и методика проведения занятий по теме: «Преступления против собственности» (для ВУЗов)
2.1. Методические основы разработки занятия по теме «Преступления против собственности»
При описании методики разработки занятия по теме «Преступления против собственности» необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия преподавателя и учебные действия студентов в процессе деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и специфики учебного предмета.
Было принято решение о том, что разработанное занятие будет проходить в форме игры.
Обозначим основные особенности организации игры в процессе разработки занятия по теме «Преступления против собственности».
Необходимыми требованиями к использованию игровой методики при обучении являются:
1) наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): например, различные преступления против собственности, их описание; ответственность за них; методы борьбы с ними; значение подобных преступлений для общества и т.п.;
2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, игра может предполагать выпуск газеты, журнала, научной статьи, и т.д.);
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на занятии;
4) структурирование содержательной части игры (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения игровой деятельности)
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Далее целесообразным является определение этапов разработки структуры игры и ее проведения.
Библиография.
1. Акопян К. Российская высшая школа: размышления о главных действующих лицах /Акопян К. //Alma mater.-1999.-N 7.-С.32-37.
2. Ангеловски Крсте. Преподавателя и инновации: Книга для преподавателей: пер.с макед. / Крсте Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
3. Васецов А. Квалифицирующее значение объекта преступле-ления против собственности // Российская юстиция. 1994. №3. С. 18-19.
4. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №30. Ст. 416.
5. Глазков М. Н. Высоты высшего образования/М.Н. Глазков // Педагогика.-2002.- № 2.-С.97-100.
6. Долгоруков Ю. М. Развитие образования в условиях информатизации общества/ Ю. М. Долгоруков //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18,Социология и политология.-1999.-№ 4.-С.33-51.
7. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
8. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. 1996. № 6. С. 3 – 5.
9. Иванова Е.В. Работа старшеклассников с различными информационными источниками / Е.В. Иванова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 41-42.
10. Казаренков В. И. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие/Казаренкова Т.Б. //Педагогика.-2000.-№ 5.-С.64-69.
11. Карлов Н, Кудрявцев Н. Ноосфера образования. Область удаленного доступа к знаниям. // «Alma Mater» («Вестник высшей школы»). – 2001. — № 3. — С. 13—14
12. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 – 32.
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
14. Онищук В. А. Урок в современной школе. М. Просвещение. 1981 г. – 349 с.
15. Основы психологии и педагогики высшей школы/Под ред. Аверченко Л.К.-Новосибирск: НГАЗиУ,1997.-98 с.
16. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
17. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов./ Ю.К.Бабанский, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского.-М.,Просвещение,1988. – 497 с.
18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.:Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания.- 256 с.
19. Полат Е.С. Метод игр на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
20. Попков В.А. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для вузов/Попков В.А.,Коржуев А.В.-М.:Академия,2001.-136 с.
21. Попова А. Проблема качества образования в высшей школе/А. Попова //Alma mater.-2002.- № 8.-С.19-28.
22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Владос, 1998 – 358 с.
23. Смирнов В.А.., Смирнова И.М. Активизация деятельности учащихся при изучении теории. // Математика в школе. 1992. № 1. С. 17 – 18.
24. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.
25. Суханов Е. Новый гражданский кодекс России // Законность. 1995. №3. С.6.
26. Уголовное право: Особенная часть / Под ред. Н.Ао Беляева. Ч. 1. - СПб., 1995. С. 198.
27. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн.пособие.-3-е изд., перераб и доп.-М.:Юристъ,1997.512 с.
28. Чернилевский Д.В. Технология обучения и ее выбор / Д.В. Чернилевский // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т. 2. – С. 248-249.
29. Чечель И. Метод игр или попытка избавить преподавателя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.
30. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч.- М.: Лаборатория базовых Знаний, 2001.
31. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 – 126.