В рамках данной проблемы наиболее актуальны вопросы необходимости
библиотек наращивать объемы платных услуг населению, изыскивать иные внебюджетные источники финансирования. Для достижения этой цели маркетинг предполагает изучение потребностей спроса, рыночной конъюнктуры и направление на создание, продвижение и сбыт печатной продукции и услуг, привлекательных для потребителя.
В моей дипломной работе данные вопросы освещены на примере оценки развития платных услуг городской библиотеки г. Читы.
Проблема платных услуг широко обсуждается еще с 1990-х годов на страницах специальной литературы, в трудах М.Я. Дворкиной, В.К. Клюевым, Н.П. Аббакумовой, Е.М. Ястребовой и др. Представленный в работе материал анализирует и обобщает теоретический и практический опыт платного обслуживания за последние годы.
Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение внебюджетных источников финансирования библиотеки и факторов влияющих на этот род деятельности.
В задачи исследования входит:
- Оценка видов внебюджетного финансирования, его эффективность;
- Эффективность системы платных услуг;
- Финансовое состояние библиотеки.
Объектом исследования является Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова г. Читы.
Предметом данного исследования является система развития платных услуг библиотеки, включая в себя такие пункты как:
- Ценообразование на библиотечную продукцию и услуги;
- Ассортимент платных услуг;
- Качество услуг;
- Техническая оснащенность;
- Оперативность и др.
Методы, использованные в работе, включают в себя сравнительный анализ, статистические методы, диаграммы, метод экспертных оценок, диалектический метод.
Данная дипломная работа состоит из 3-х глав. В первой главе, которая называется «Теоретические аспекты платности библиотечных услуг» рассмотрены основные понятия услуг и продукции библиотеки, особенности ценообразования и ценовой политики библиотечных продуктов и услуг, специфика библиотечного маркетинга в условиях рыночной экономики.
При помощи литературных источников и методов анализа автор попытался выяснить возможные направления стабилизации положения платного обслуживания.
Во второй главе идет продолжение исследования развития платных услуг, но уже на конкретном примере, глава так и называется «Оценка развития сферы платных услуг в Центральной городской библиотеки им. А.П. Чехова в 2003 – 2005 г.г. Рассмотрены вопросы, касающиеся конкретно деятельности данной библиотеки, ее общая характеристика, анализ бюджетных и внебюджетных источников, оценка развития платных услуг, представлена динамика объема платных услуг данной библиотеки.
Глава 3 раскрывает перспективы развития системы платного обслуживания ЦГБ им. А.П. Чехова, расширение сферы услуг библиотеки и перехода на новый уровень развития, содействуя развитию информационной культуры читателей и формированием в их глазах нового имиджа библиотеки как центра социальной и деловой информации.
Из данной таблицы можно сделать следующие выводы, что в целом по библиотеке на протяжении 2003-2005 г.г. идет спад по оказанию платных услуг, в частности по отделам:
- информационный отдел: увеличение цен на оказание компьютерных услуг, наводнение населения компьютерной техникой;
- отдел комплектования и обработки: упал спрос на методические пособия в связи с тем, что они являются литературой быстрого старения;
- абонемент: спад доходов произошел в связи с тем, что копировальный аппарат старый, постоянно находится в неисправном состоянии, и из-за недостаточного финансирования, ремонт оборудования не оплачивался;
- читальный зал: основными посетителями являются студенты, для которых, повышение цен на ксерокопирование в большинстве случаев оказалось неприемлемым;
- детское отделение: копировальный аппарат в течение 2004-2005 года часто находился в неисправном состоянии.
В 2005 году библиотеке была оказана спонсорская помощь от Управления культуры Читинской области в связи с 25-летним юбилеем библиотечной системы, которой не было ни в 2003 г., ни в 2004 г, а также не ожидается поступления спонсорской помощи в 2007 году.
30. Клюев В.К.., Ястребова Е.М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой): Учеб. Пособие – 2-е изд. дораб. и доп. / Мин – во Культуры РФ; Моск. Гос. Универс. Культуры и искусств – М. – 1999 – 144с.
31. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М: Прогресс, 1992 – 763с.
32. Латимер К. Свободный выбор цен: текущий счет академической библиотеки // Библиотеки за рубежом: Сб. – М., 2005. – С. 101-113.
33. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 1993. – С. 60-75.
34. Маркетинг – современная концепция управления библиотекой. / Под. Ред. Кушатина Л.И. – М. 1994 – 147с.
35. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. / Под. Ред. Проф. В.А. Алексухина. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001 - 516с.
36. Матлина С.Г. Библиотечный маркетинг: Практич. Пособие для работы публ. Библиотек // Гос. Рос. Б-ка – Пермь, 1993 – 66с.
37. Матлина С.Г. Совместимы ли понятия «библиотека» и «рынок» / С.Г. Матлина // НТБ. 2005. №10. С.53-61.
38. Пилко И.С. Библиотечная технология: Общий курс: Учеб. Пособие – Кемерово, 2000 – 178с.
39. Пилко И.С., Тараненко Л.Г. Электронный библиографический сервис: расчеты и просчеты // Библиография. – 2005. - №6. – С.3-7.
40. Полукарова Г. Обсуждаем платные услуги / Г. Полукарова // НБА. 2002. №3. С.25.
41. Романенко, Т. На компьютер с принтером заработали сами / Т. Романенко // Библиотека. 2001. №3. С.16-19.
42. Садыкова В.Ф. Элементы маркетинга в деятельности библиотек / В.Ф. Садыкова // НТБ. – 2005. - №5. – С.13-20.
43. Слайковская Н. Д. Библиотеки перенимают опыт / Н.Д. Слайковская // Мир библиотек сегодня – 1998 – Вып.2 – С.65-78.
44. Справочник библиотекаря. / Науч. ред.: А.Н. Ванеева, В.А. Минкина. – СПб.: «Профессия», 2000. – 432с. (Серия библиотека).
45. Ступин Д.И. Маркетинг, как стратегия вхождения общедоступных библиотек в новые экономические условия: Автореферат. – СПБ, 1998 – 17с.
46. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знаний – М.1995 – 268с.
47. Тюлина, Н.И. Информационная функция библиотек / Н.И. Тюлина // Библиотековедение. 1998. №1. С.3-11.
48. Управление и кадры. Материалы Всероссийского совещания руководителей центральных федеральных библиотек субъектов РФ. Изд- во «Пашков дом», М., 2002. – 17с.
49. Экономическая деятельность библиотек в новых условиях хозяйствования: Уч. – метод. Пособие. Вып. 2 – М., 1992. – с. 35-39.