Введение:
Практика оказания платных услуг в библиотеках ведется сравнительно недавно. В начале 1990-х гг. они спонтанно возникли в самых передовых учреждениях культуры как единственно возможное в условиях экономических преобразований средство выживания библиотек и занятых в них работников. В то время государство в очередной раз предоставило своим верным служителям право заботиться о своем выживании самостоятельно и в качестве компенсации за свое невмешательство в этот процесс позволило бюджетным организациям самим решать значительную часть финансовых вопросов, зарабатывать деньги собственными силами и распоряжаться ими преимущественно по своему усмотрению.
В рамках данной проблемы наиболее актуальны вопросы необходимости
библиотек наращивать объемы платных услуг населению, изыскивать иные внебюджетные источники финансирования. Для достижения этой цели маркетинг предполагает изучение потребностей спроса, рыночной конъюнктуры и направление на создание, продвижение и сбыт печатной продукции и услуг, привлекательных для потребителя.
В моей дипломной работе данные вопросы освещены на примере оценки развития платных услуг городской библиотеки г. Читы.
Проблема платных услуг широко обсуждается еще с 1990-х годов на страницах специальной литературы, в трудах М.Я. Дворкиной, В.К. Клюевым, Н.П. Аббакумовой, Е.М. Ястребовой и др. Представленный в работе материал анализирует и обобщает теоретический и практический опыт платного обслуживания за последние годы.
Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение внебюджетных источников финансирования библиотеки и факторов влияющих на этот род деятельности.
В задачи исследования входит:
Глава 3:
Проведенные расчет стоимости услуг как аренда компьютера и подключение к сети Интернет, доказывают что эти услуги экономически выгодны. Активно совершенствуя структуру библиотечного обслуживания с последовательным переводом традиционного справочно-поискового аппарата библиотеки в электронную форму, с использованием информационных массивов, доступных пользователю посредством телекоммуникаций библиотечное обслуживание приобретает иные черты.
Теоретически обосновано и многократно практически доказано, что наличие того или иного спроса основывается на двух критериях: доступность, замены и важность потребности.
Когда потребитель – пользователь считает, например, что существует много аналогичной библиотечно-информационной продукции \ услуг, из которых можно сделать выбор и нет срочности в их получении, то спрос является эластичным и напрямую зависит от изменений в цене. Увеличение цен может привести к выбору альтернативных (в том числе близких по содержанию, свойствам) библиотечно-информационных продуктов, либо вообще к отказу на определенное время от этого вида обслуживания.
И наоборот, снижение цен будет способствовать в данной ситуации увеличению объему реализации, отвлечению потребителей от конкурентов.
Если потребитель – пользователь знает, что предложения библиотеки уникальны или у него существует острая необходимость в приобретении определенного библиотечно-информационного продукта, то спрос будет неэластичен и изменения цены повлияют на него (отразятся на нем) незначительно. Так, при необходимости срочного выполнения дальнейшей работы обратившегося за информацией пользователя, он заплатит за эту информацию больше, чем тот, у кого есть время и возможность для самостоятельного длительного фактографического поиска.
Следует также иметь в виду, что эластичность спроса меняется в зависимости от диапазона изменения цен одной и той же продукции / услуги. При завышенных ценах реализация традиционных библиотечно-информационных продуктов падает, при заниженных – спрос на них становится невозможно долго стимулировать, ток как рынок быстро насыщается.
Из приведенного выше анализа маркетинга платных услуг можно сделать вывод, что выполнение плана платных услуг и пополнение дополнительными средствами бюджета библиотеки возможно при:
– расширении спектра оказываемых услуг;
– повышении комфортности библиотечного обслуживания;
– пополнении материально-технической базы библиотек;
– экономической заинтересованности работников библиотеки.
Заключение:
За последние годы значительно вырос интеллектуальный потенциал не только молодежи, но и людей среднего поколения, и пенсионеров. Нужны новые знания, новые книги, значит, и дополнительная финансовая поддержка. Сегодня речь идет не о выживании, а о том, что нужно интереснее жить и активнее работать. С1990-х годов библиотеки начали оказывать платные услуги. Но в действующем законодательстве очень много противоречий. Нет документов, регламентирующих оплату услуг, не ясны параметры их налогообложения. Платные услуги пользуются все большим и большим спросом. Растет выручка библиотек. Заработанные деньги идут на развитие самих библиотек, что дает возможность пользоваться современными методами обслуживания читателей, МБА, Интернетом и т.д.
Внебюджетные доходы нельзя рассматривать в качестве источника благосостояния организаций культуры, так как они являются дополнительным источником финансирования. Дополнительные платные услуги необходимо рассматривать в качестве варианта целесообразной экономической деятельности библиотеки в условиях вхождения в рыночные отношения.
В период с 2003 по 2005 годы в библиотеке им. А.П. Чехова увеличение цен произошло лишь на услуги ксерокопирования, стоимость на другие услуги не изменилась, так как они менее востребованы и не доступны многим посетителям библиотеки.
В соответствии с вышесказанным необходимо принятие следующих мер:
- целенаправленно изучать и корректировать информационный спрос;
- прогнозировать запросы потенциальных абонентов;
- обоснованно выделять группы для приоритетного обслуживания;
- разрабатывать и систематически обновлять объективно реализуемую гибкую номенклатуру предоставляемых и сопутствующих услуг;
- предвидеть информационно – библиографические потребности обслуживаемого контингента читателей;
- расширение сферы платных услуг библиотеки;
- увеличение доли электронных ресурсов: электронные книги, электронные каталоги, Интернет – сайты, правовые системы;
- организация работы учащихся в Интернет;
- формирование электронных баз данных в помощь образовательному процессу;
- консультации по работе в Интернет, на ПК;
- предоставление самостоятельного освоения ПК с помощью обучающих программ;
- предоставление в пользование текстовых, графических, офисных программ для написания рефератов, дипломных и курсовых работ;
- составление тематических списков;
- предоставление возможности пользования электронной почтой (вплоть до открытия отдельного почтового ящика);
- предоставление информации в удобной для пользователя форме: печатное издание, электронная версия;
- расширение сервисных услуг;
- организация поиска информации по запросу пользователя.