ВВЕДЕНИЕ
Переход России к рыночной экономике обусловил создание нового хо-зяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе раз-личных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономиче-скую, информационную и правовую среду функционирования торговых предприятий, которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда.
В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятель-ность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабель-ное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выра-женная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.
Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управ-лению ими с целью достижения высокой экономической эффективности ра-боты торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной органи-зацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способству-ют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и пред-ложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребле-ния покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна прово-диться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с постав-щиками.
Спрос на продовольственные товары обладает устойчивостью, покупа-тель привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных свя-зей с поставщиками.
Глава 3 Формирование ассортимента товара и организация товароснабжения магазина
Работа с ассортиментом только по методу "Поставим, посмотрим, как пойдет" часто приводит к негативным последствиям, особенно в небольших компаниях, не обладающих достаточными материальными и временными ре-сурсами для исправления ошибок. Принимать решения, опираясь на инфор-мацию от торговых представителей поставщиков и широкомасштабные рек-ламные кампании производителей, - "должно пойти, потому что везде идет", - тоже не всегда эффективно. Продажа полок (официальная или в форме бо-нусов, честно переданных руководству) может лишить магазин значительной части прибыли. А уж сотрудники, работающие в закупках "на свой интерес" часто наносят реальный ущерб интересам магазина: потери, которые магазин понесет, могут многократно превышать сумму полученных закупщиком про-центов. Бывает, что попытки сделать сотрудников неподкупными приводят к тому, что закупщики просто становятся осторожнее или - теряют инициативу и отдают предпочтение проверенным решениям. Опыт успешных розничных предприятий убедительно свидетельствует о том, что проценты закупщику всё-таки нужно давать, - но не с закупок, а с продаж. Таким образом, можно заинтересовать менеджера по закупкам в росте товарооборота и прибыли ма-газина, а главное - в повышении внимания к потребностям покупателей.
"Необходимо твердо следовать собственному плану и изменять его лишь в том случае, если основания будут весомыми и убедительными" - го-ворил все тот же Карл фон Клаузевиц. Поэтому процесс изучения спроса и формирования ассортимента - это построение и проверка гипотез о поведе-нии групп покупателей, исследование зоны деятельности магазина. Спрос, как известно, является основным фактором, влияющим на ассортимент. Зна-чение этого фактора неизмеримо выше, чем возможностей и условий поста-вок товаров, ограничений торговых и складских площадей и материально-технической базы магазина. Изучение спроса должно производиться в целом, и по отдельным товарным группам, ассортиментным позициям. Конечно, для того, чтобы ответить на вопрос: "Кто наши сегодняшние покупатели, и кого мы хотим привлечь завтра?", необходимо исследование. Однако, слово "ис-следования" часто пугает владельцев магазинов, имеющих завышенные представления о его стоимости. Исследование можно проводить методом по-стоянных приближений и на первом этапе использовать собственные ресур-сы и информацию от покупателей, поставщиков, отчеты и результаты иссле-дований: данные о доле рынка, статистике потребления, узнаваемости марок. Ряд данных можно получить у производителя, но необходимо использовать и независимые источники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб-ное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2000.
2. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2002.
3. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической дея-тельно¬сти предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело и Сер-вис, 2002.
4. Аванесов А.Ю., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рын-ке товаров и услуг: учебник для высших учебных заведений - М.: ТОО "Люкс-Арт", 1995, 176 стр.
5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы -М. ОАО “Типография “Новости”, 2000
6. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг, Учебник для ВУЗов /Багиев Г.Л., Тара-сеыич В.М., Анн Х./ Под общей редакцией Багиева Г.Л. М.: “Экономика”, 1999
7. Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры и за-дачи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
8. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъ¬екта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной дея-тельно¬сти предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М, 2002.
10. Бландер Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху трансформации - СПб, 2000
11. Боргуль С. Товары для школьного ранца. Положение на рынке" // Товарный рынок. - 1998, №46 (127) (30 ноября).
12. Брагина З.В., Ершова М.Л. Основы логистики: уч. пособие.— Ко-строма: Костром. обл. организация общества "Знание", 1998.— 98с.
13. Буххайм. Кункель. Лойэ. Оформление и оборудование магази-на//Berlin Pubish ware beteiligungsgesellschaft mbH. — Август 1993. — С. 42.
14. Вайсман А. Стратегии маркетинга: 10 шагов к успеху; стратегия менеджемента, 5 факторов успеха, М.:Экономика, 1995
15. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. - М.: Финансы и стати¬стика,1998.
16. Вождаев А. Продукты в торговом зале: пасьянс для мерчандайзе-ра //Витрина. — 1997. — № 10. — С. 35—38.
17. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.— 2-е изд.— М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999.— 228с.