Введение
Туризм является многоцелевым феноменом, который одновременно сочетает в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, определенную тайну, посещение экзотических мест и, одновременно, земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества. Туризм на рубеже тысячелетий стал глубоким социально-экономическим и политическим явлением, значимо влияющим на мировое устройство и политику многих государств и регионов мира.
Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристского потока.
Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Маркетинг служит системообразующим звеном, связывающим подразделения предприятия между собой и с потребителями. Эта интегрирующая функция должна быть отражена во всей организационной структуре предприятия. Главным правилом является создание эффективной организационной структуры для реализации современной концепции маркетинга, ориентирующей предприятие на удовлетворение нужд потребителей с учетом его возможностей, вкусов, предпочтений, склонностей. Потребитель является основным субъектом организационной структуры и предопределяет целевую направленность её эффективной деятельности. Максимизация дохода предприятия по сравнению с конкурентами может быть достигнута лишь путем более эффективного обслуживания потребителей. Конкуренция на рынках и маркетинговое управление предприятий переориентирует их с производства массовой продукции, предназначенной для среднего потребителя, на продукцию предпочтительную определенным группам потребителей.
В туризме большое значение отводится мероприятиям по продвижению продукта к потребителю. Согласно Федерального Закона "Об основах туристской дея¬тельности в РФ" продвижение туристского продукта - это комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта: реклама, учас¬тие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание ка¬талогов, буклетов и т.п. Иными словами, продвижение турпродукта пред¬полагает проведение различных видов деятельности по доведению ин¬формации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулирование возникновения у них желания его купить.
Цель данного дипломного проекта заключается в разработке мероприятий по повышению сбытовой политики туристской фирмы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и особенности туристской услуги;
2. Рассмотреть основные методы продвижения продукции в туристском бизнесе;
3. Охарактеризовать организационную и экономическую структуру предприятия выбранного в качестве объекта исследования;
4. Проанализировать конкурентов и потребителей туристской продукции предприятия;
5. Разработать проект мероприятий по повышению эффективности политики продвижения услуг туристской фирмы;
6. Оценить экономический эффект от предложенных проектных мероприятий.
Объектом практического исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Интуравто», реализующего туристскую продукцию.
Предмет исследования – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе повышения эффективности сбытовой политики фирмы.
Структура дипломного проекта определилась в связи с целями и задачами исследования, включающая введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы.
2.6. Анализ качества туристских продуктов
Качество услуги представляет собой совокупность характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять определенные потребности.
Проведём анализ качества в соответствии с современными стандартами. Оценка качества туристских продуктов проводится по 10-бальной шкале. Данные анализа представим в Таблице 2.6.1.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.).
2. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.).
3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.).
4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп. от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г.).
5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г.).
7. Закон Волгоградской области от 27 декабря 1999 г. N 358-ОД "О туристской деятельности на территории Волгоградской области" (с изм. и доп. от 2 июня 2000 г.).
8. Положение о лицензировании туроператорской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95).
9. Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 24 сентября 1999 г. N 648 "О совершенствовании регулирования туризма в Волгоградской области" (с изм. и доп. от 21 мая 2001 г.).
10. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р).
11. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. - М.: Агропромиздат, 2002. – 634c.
12. Агеева О.А. Организация автобусных туров //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2001. - № 3. – С.25-27.
13. Агеева О.А. Организация международных автобусных туров //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2001. - № 4. – С.22-24.
14. Агеева О.А. Индивидуальные туры //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2000. - № 4. – С.23-24.
15. Алексеев А.А. Туризм в России: проблемы становления развития. - М.: Новости туристского законодательства, 2002. – 266с.
16. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2002.- 490c.
17. Арбаева Н.Е., Балашов М.А. Участие турфирмы в выставке //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2002. - № 1. – С.5-7.
18. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2003. – 651c.
19. Балабанов И.Г., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 562с.
20. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. //Экономист. - 2002. - № 4. - С.28-31.
21. Безруков А.И. Организация и методы исследования спроса и рынков сбыта в современных условиях: Научно-аналитический обзор. - М.: 2000. – 375с.
22. Бендиков М.А, Джамалай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия //Менеджмент в России и за рубежом.- 2001.-№ 5 – С.41-43.
23. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Путешествия Туристская деятельность. Туристская индустрия. – СПб.: Невский фонд, Герда, 2002. – 614с.
24. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 1997. – 368с.
25. Боувен Р. Организационные инновации и пути их реализации //Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №4. - С.45-50.Васина Ю.В. Экскурсионные путевки //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2003. - № 1. – С.19-21.
26. Васильев Д.М. Продажа туров в кредит //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2002. - № 1. – С.11-12.
27. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2000. – 296с.
28. Волошин Н.И. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности //Журнал российского права, - 2002. - № 11. – С.5-11.
29. Волошин Д.А. Лицензирование туроператоров и турагентов. Комментарий к постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95 //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2002. - № 1. – С.21-23.
30. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352с.
31. Волкович Д. Бухгалтерский учет у туроператора и турагента//Финансовая газета. Региональный выпуск, - 2003. - №49. – С.12-13.
32. Воронкова Л.П. История туризма: Учебное пособие. – М. Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2001. -304с.
33. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-центр, 2002. – 417с.
34. Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2000. – 289с.
35. Городецкая М.И. Туристская деятельность: налоговый учет затрат //Новое в бухгалтерском учете и отчетности,2003. - №5.- С.21-24.
36. Гостиничный и туристский бизнес под ред. проф. Чудновского. - М.: ТАНДЕМ, ЭКОС,1998. – 452с.
37. Горбылева З.М. Экономика туризма: Учебное пособие. - М.: БРЭУ,2001.- 392с.
38. Гранкин И.В. Договор на реализацию туристских услуг. //Гражданин и право, - 2001. - №5. – С.25-27.
39. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: Учеб. пособие. - М.:ЭКМОС, 2002. – 514с.
40. Деккер Я., Уитстхоф Х., Рима А. Маркетинг: теория и практика. Том 1, - М.: ГАУ, 2003. – 635с.
41. Деккер Я., Уитстхоф Х., Рима А. Маркетинг: теория и практика. Том 2, - М.: ГАУ, 2003. – 701с.
42. Диксон П.Р. Управление маркетингом: Учебное пособие для вузов. /Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2002. – 386с.
43. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие. /Пер. с нем. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 523с.
44. Донцова Л.В, Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности (фрагмент книги) //Финансовый менеджмент. – 2003. - № 1. – С.12-23.
45. Дороти Д.И. Паблисити и паблик рилейшнз /Пер. с англ. – М.: Фимень, 2001. – 279с.
46. Дьяченко А. В. Система управления маркетингом: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – 123с.
47. Дурович А.Л. Маркетинг в туризме: Учебное пособие.– М.: Новое знание, 2001. – 496с.
48. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учёт, 2002. –528с.
49. Жаров А.И., Изосимова Н.Н. Стратегия и тактика маркетинга. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 392с.
50. Иванова Е.Е. Экскурсионные туры //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2000. - № 1. – С.19-20.
51. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием.- М.: ИНФРА–М, 2004. – 532с.
52. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. - М.: Герда, 2001. – 451с.
53. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 377с.
54. Кириллова А. Т., Волкова Л. А. Маркетинг в туризме. — СПб.: Экономика, 2001. – 402с.
55. .Комкова Е. Договор о туристском обслуживании. - М.: Пальма, 2002. – 189с.
56. Константинов А.П. Магазин «горящих» путевок //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2002. - № 1. – С.3-6.
57. Маринин М.И. О проблемах российского туризма //Экономика и жизнь. -2001. - № 31. - С. 42.
58. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело,2002. – 491с.
59. О стандартизации и сертификации в области туристской деятельности (новое в законодательстве) Я.Е. Парций. - СПС "Гарант", 2003. – 11с.
60. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 5. – C.51-53.
61. Полякова Т.И. Организация образовательных туров за рубеж //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2002. - № 4. – С.21-23.
62. Поляков Д.Н. Public Relations как составная часть маркетинга в России. //Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1997. - №3. – С.8-12.
63. Рубин Ю. Обыкновенный маркетинг. - СПб: АОЗТ Корунд, АО Литера плюс, 2000. – 523с.
64. Садиков О.Н., Мякинина А.В. Гражданско-правовая ответственность туристской фирмы перед туристом //Законодательство и экономика, 2004.- №2. – С.12-15.
65. Самойлов И.В. Туристская деятельность - правовые, учетные и налоговые вопросы //Консультант бухгалтера, - 2003.-.№5. – С.12-15.
66. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89, 2002. – 420с.
67. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 344с.
68. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.- 479с.
69. Современное состояние, тенденции и основные направления развития туризма в Российской Федерации http://www.mediatext.ru.
70. Темный Ю.В. Введение в экономику туризма: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2001. – 519с.
71. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов.-М.: Зерцало,1997. - 279с.
72. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристский бизнес: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 489с.
73. Чернов В.А. Экономический анализ туристской деятельности //Финансовая газета. Региональный выпуск, - 1999. - №11. – С.4-6.
74. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристский бизнес: Учебник. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство Экмос, 1998. – 439с.
75. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 1999. – 208 с.
76. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М,1999. – 538с.
77. Экономический анализ: Учебник для вузов/Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –527с.;
78. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 535с.
79. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. Н.А.Сафронова.- М.: Юристъ, 2000 - 584 с.
80. Яковенко А.В. Розыгрыш путевок и призов //Главбух, Отраслевое приложение Учет в туристской деятельности, - 2003. - № 2. – С.15-17.