Введение:
В последние годы в связи со сменой парадигмы образования, и школьного математического образования в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследовательской деятельности.
Реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества призвана содействовать система образования, поскольку именно школа, ВУЗ готовят человека к активной деятельность в разных сферах экономики, культуры и политической жизни общества.
Неслучайно нынешний выпускник школы, Вуза для того чтобы иметь возможность найти свое место в жизни, должен обладать определенными качествами:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать знания и умело применять их на практике;
- критически мыслить, видеть проблемы; искать рациональные пути их решения, быть способным генерировать идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией;
- уметь работать сообща, быть контактным, уметь выходить из конфликтных ситуаций;
- целенаправленно работать над собой.
Несомненно, все эти качества в полной мере можно отнести к творческим способностям личности, поэтому главным направлением развития системы образования является формирование творческой личности ученика, студента.
Глава 2:
В дидактике до сих пор сохраняется точка зрения на упражнения как на метод закрепления знаний, средство своеобразного тренажа в выработке навыков.
Упражнение - сознательное многократное выполнение сходных действий, опирающихся на знания, на различном материале, применяемое с целью овладения умением и навыком. Такое понимание упражнений вытекает из традиционных представлений о содержании обучения как о совокупности знаний, точнее, определений, фактов, законов и т.д. и структуры урока, состоящей из отдельных этапов: проверки домашнего задания, опроса, объяснения нового материала, его закрепления и задания на дом. При таком подходе к организации урока упражнения (задачи) используются лишь на стадии закрепления материала и иногда при опросе учащихся.
В работе некоторых методистов высказывались пожелания более широкого использования задач в обучении математике. Так, С.И.Шорох-Троцкий утверждал, что «задачи должны служить точкой исхода преподавания, а не средством дрессировки учащихся в определенном направлении».
Академик П.М.Эрдниев отмечал: «Одним из условий успешного овладения наукой является выявление основного элемента определенной науки, которое позволяет, сосредоточив усилия исследователей на всестороннем анализе этого элемента, построить логически строгую систему изучаемой отрасли. В качестве такого основного элемента методики следует взять понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова»[57,с.25].
Решение задач наиболее эффективная форма не только для развития математической деятельности, но и для усвоения знаний, навыков, методов и приложений математики.
С точки зрения содержания обучения упражнения являются носителем действий.
Например, метод геометрических преобразований включает следующие действия: 1)построение фигуры, в которую перейдет данная фигура при заданном преобразовании; 2)нахождение соответственных при указанном преобразовании точек на заданных соответственных при этом же преобразовании фигурах; 3)выделение элементов, определяющих преобразование; 4)построение соответственных при данном преобразовании точек на любых заданных фигурах; 5)использование специфических свойств различных видов преобразований. Все перечисленные действия должны быть элементами содержания обучения геометрическим преобразованиям, а выполнить эту функцию они могут посредством упражнений. Каждое из действий можно разлагать на более мелкие.
Заключение:
Исследование, проведенное нами, показало, что одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся при обучении математике являются упражнения.
Подводя итог проделанной работы можно отметить, что были решены все поставленные задачи и достигнута цель - разработана обобщенная система математических упражнений, направленная на развитие творческих способностей учащихся.
Итогом теоретического осмысления психолого-педагогической и методической литературы по проблеме являлось выделение основных идей и ведущих понятий для построения, проведения и осмысления экспериментальной части исследования. В работе вычленены и сформулированы основные, на наш взгляд, вопросы, которые являются узловыми для дальнейшей разработки проблемы развития творческих способностей учащихся при обучении математике.
В ходе решения поставленных задач получены следующие результаты:
1. Раскрыты понятия «способности», «творчество», «творческие способности», «упражнения», «система упражнений».