Введение:
Основную массу материальных благ, используемых для удовлетворе-ния личных потребностей, население получает через торговлю. Торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллектив-ного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственно-стью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку по-требители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные до-ходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла произ-водства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Коммерческий доход торговых предприятий выражает стоимость не-обходимого и прибавочного продукта, созданного на данных предприяти-ях. Говоря о необходимом и прибавочном продукте применительно к тор-говле, следует учитывать, что в доходах торговли реализуется часть стои-мости продукта, создаваемого в других производящих отраслях. Эта часть передается торговле в уплату за ее услуги непроизводительного характера.
Поэтому в торговле часть дохода, которая идет на оплату труда, час-тично формируется за счет прибавочного продукта, созданного в отраслях, производящих товары. Однако всякая хозяйственная деятельность, отве-чающая потребностям рыночной экономики, будь то производство товаров или предоставление услуг, в рамках общественно необходимых затрат должна приносить соответствующим предприятиям коммерческий доход.
Основной источник доходов в торговле - это торговая деятельность, т.е. реализация товаров. Степень эффективности торговой деятельности измеряется показателем ее рентабельности, который непосредственно свя-зан с доходом и характеризует его относительный уровень.
Доход торговых предприятий используется для финансирования опла-ты труда, расширения собственных основных и оборотных фондов, пога-шения кредитов, уплаты обязательных отчислений в бюджеты всех уров-ней и отраслевые фонды.
Главная цель финансовой деятельности торгового предприятия - ре-шить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективно-го развития производства и получения максимума прибыли.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить бан-кротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, ка-кой должна быть структура капитала по составу и источникам образова-ния, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заем-ные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая ак-тивность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность пред-приятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости, степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа. Главная цель анализа - своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового со-стояния предприятия и его платежеспособность.
Глава 3:
dЧРК - прирост суммы чистого рабочего капитала (оборотных активов за минусом текущих обязательств). По своей экономической сущности эта сумма представляет собой объем планируемых инвестиций в прирост обо-ротных активов.
Принципиальная модель финансового равновесия в долгосрочной перспективе имеет вид:
ДПп=ДПо или ЧПпр + АО + dАК +СФРп = dВА + dЧРК
С учетом возможных объемов генерирования и расходования финан-совых ресурсов модель финансового равновесия может быть выражена графически.
Приведенная на рисунке принципиальная модель финансового равно-весия была впервые предложена для практического использования фран-цузским исследователями Ж.Франшоном и И.Романэ.
Из приведенной модели видно, что линия финансового равновесия предприятия проходит через поля А1; А5 и А9. Эти поля называются "по-лями финансового равновесия", так как в них объем потребления дополни-тельных финансовых средств (инвестируемых в прирост внеоборотных ак-тивов и рабочего капитала) практически соответствует объему генерируе-мых собственных финансовых ресурсов. Иными словами, в этих полях экономическое развитие предприятия обеспечивается на принципах само-финансирования. Для предприятий, не сталкивающихся с угрозой банкрот-ства, такая финансовая модель развития представляется наиболее опти-мальной.
В условиях кризисного развития восстановление финансовой устой-чивости возможно лишь при нахождении предприятия в полях А2; A3 и А6 (при этом наиболее высокие темпы такого восстановления будут в поле A3). Во всех этих полях объем генерирования собственных финансовых ресурсов превышает объем дополнительного их потребления, что позволя-ет предприятию снизить удельный вес используемого заемного капитала. Эта модель антикризисного управления базируется на неравенстве ДДп > ДПо.
Заключение:
В основном, как показал анализ, это связано с падением объемов тор-говли. Таким образом, в условиях сохранения финансовых показателей, предприятию следует обратить особое внимание на повышение объемов работ, связанных с поиском новых заказчиков, расширением спектра пред-лагаемых услуг, а также повышению производительности труда.
В связи с постоянно меняющейся рыночной ситуацией предприятие должно проводить анализ своей хозяйственной деятельности на регуляр-ной основе. Для этого всего эффективней применять компьютерные про-граммы для оперативного анализа хозяйственной деятельности. Для про-граммы оперативного анализа хозяйственной деятельности необходим, как правило баланс предприятия и форма бухгалтерской отчетности № 2.
После принятия нового закона “О банкротстве предприятий” и соот-ветствующего Распоряжения Федерального управления по делам о несо-стоятельности (банкротстве) «О некоторых мерах по реализации законода-тельства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» оценка неудов-летворительности структуры баланса предприятий может быть рассчитана в Государственной налоговой инспекции по методике Федерального управления по делам о банкротстве и предприятие может быть признано неплатежеспособным. Чтобы избежать данной ситуации, предприятию же-лательно производить оперативно (ежемесячно как минимум) анализ своей структуры баланса. Предприятие по анализу месячных балансов до пре-доставления квартального отчета в Государственную налоговую инспек-цию, может посмотреть анализ структуры баланса и оперативно изменить финансовую политику предприятия. Этот способ очень удобен, так как для оперативного анализа необходимо небольшое количество показателей: ко-эффициенты ликвидности, оборачиваемости и рентабельности. Уже по этим показателям можно сделать грубый расчет финансового положения предприятия. Его простота заключается в использовании минимальных объемов информации для анализа.
Предприятию нельзя останавливаться на достигнутом, следует пред-принять определенные шаги как для закрепления достигнутых результа-тов, так и для дальнейшего их улучшения.
Существуют общие рекомендации, позволяющие управлять дебитор-ской задолженностью:
необходимо контролировать состояние расчетов с покупателями по от-сроченным (просроченным) задолженностям.
по возможности ориентироваться на большее число покупателей с це-лью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.