Введение:
Содержание курса «Окружающий мир» позволяет подготовить школь-ников к успешному усвоению информации, получаемой не только в пределах различных школьных предметов, но и из других источников (общение с ро-дителями, с книгами, кино, телевидением и т.п.). Чем больше ты знаешь и умеешь, чем лучше ты разбираешься в конкретном вопросе – тем ты ценнее.
Современная концепция школьной географии направлена, в первую очередь, на обеспечение важнейшей цели обучения – формирование лично-сти, знающей основы и деятельность человеческого общества, и умеющей правильно ориентироваться в нем, на местном, региональном и глобальном уровнях.
Результат обучения определяется в большей мере не суммой знаний, а умениями применять их на практике, в повседневной жизни. Вот почему проблема формирования практических умений в процессе обучения стано-вится все более актуальной.
Исходя из актуальности данного вопроса, мы сформулировали тему исследо-вания: «Формирование практических умений на уроках «Окружающего ми-ра»».
В связи с избранной темой была определена цель работы: исследовать методику формирования практических умений в начальных классах на уро-ках окружающего мира.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – формы, методы, средства формирования практических умений в курсе «Окружающий мир».
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи исследо-вания:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, методические посо-бия по избранной теме.
2. Раскрыть сущность умений как основного компонента содержания школьного образования в курсе «Окружающий мир».
3. Представить классификацию практических умений.
4. Привести систему умений в курсе «Окружающий мир».
5. Рассмотреть формы, методы, средства формирования умений на уро-ках окружающего мира в начальной школе.
6. Написать выпускную квалификационную работу.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, таблиц, заключения, библиографии, приложения.
Глава 2:
Многие занимательные вопросы требуют от детей знания материала, сообразительности, умении анализировать, объяснять причинно-следственные связи, например: поему стрижи улетают раньше ласточек? (Стрижам уже в августе не хватает корма, а ласточки и в сентябре сыты)…
Многие учебные пособия и оборудование могут быть изготовлены не-посредственно самим детьми. Природа является богатым поставщиком раз-нообразных (прежде всего натуральных) наглядных пособий. Надо суметь вовремя собрать необходимый природный материал, правильно оформить его [21.38].
Младшие школьники увлекаются сбором природного материала: гер-бариев, коллекций полезных ископаемых и проста различных «диковин». Подготовленные учениками коллекции используются для проведения пред-метных уроков, рисования с натуры, для поделок на уроках труда, для орга-низации свободного времен детей.
Самый распространенный вид летнего коллекционирования - сбор гербария. Это увлекательное и полезное занятие имеет свою историю тради-ции и твердые правила. Само слово «гербарий» происходит от латинского лова herba, что в переводе означает «трава». Гербарий был изобретен более 40 лет назад итальянцем из города Болоньи Л. Гини. Восторженным гербари-стом был французский педагог Ж.-Ж. Руссо. Он писал: «Тот, чей взор от-крыт для прелестей растительного мира, не нуждается в многочисленных книгах, чтобы постичь его красоту, одна лишь книга требует неустанного изучения - это книга природы» [9.32].
Другой распространенный вид коллекционирования – сбор горных по-род и минералов.
С увлечением дети собирают разные природные «диковины»6 шишки, со следами беличьих зубов, куски коры, снятые с пенька…
Организуя работу в уголке живой природы, учитель значительно обо-гащает и расширяет знания учащихся формирует у них практические умения и навыки.
Практические работы должны быть подобраны и проведены так, чтобы они способствовали углублению знаний, формированию умений и навыков.
Они проводятся не только в классе. Они включают работу по выращиванию растений, уход за животными, уборку урожая, занятия на пришкольных участках. Непосредственный труд – это логическое продолжение практиче-ской работы, необходимая составная ее часть [27.11].
Ухаживая за растениями, учащиеся не только узнают особенности строения каждого из них, но и получают необходимые практические навыки по уходу за растениями. Под руководством учителя они проводят несложные опыты, в результате которых у них формируется исследовательский подход к изучению растений.
Помимо традиционных методов по проверке знаний и умений исполь-зуются ряд новых: например, метод незаконченного рассказа, фантастиче-ский рассказ, творческие задания, рисунок на тему, карточки мгновенного предъявления (см. Прил. ).
Заключение:
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к следующим выводам:
1. Умения – это важнейший компонент школьного образования.
Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятель-ности.
Проблема формирования умений актуальна для всех школьных пред-метов, в том числе и для курса «Окружающий мир». Без вооружения уча-щихся практическими умениями в процессе учебы невозможно будет до-биться качественных успехов в любом виде деятельности в дальнейшем.
2. Предмет «Окружающий мир» дает возможность учащимся овладеть рядом умений полезных и нужных в жизни.
3. Многие ученые работали над классификацией умений. Различают несколько групп умений. Среди них выделяются общеучебные и специфиче-ские.
4. Формирование умений курсе «Окружающий мир» может осуще-ствляться на уроках, факультативах по экологии, на лабораторно-экспериментальных уроках, при выполнении практических работ на местно-сти в школьном дворе, а также через опыты и наблюдения природы, во время экскурсий по «тропе здоровья». Только систематическое проведение работы по формированию умений делает ее эффективной.