ВВЕДЕНИЕ
Содержание курса «Окружающий мир» позволяет подготовить школь-ников к успешному усвоению информации, получаемой не только в пределах различных школьных предметов, но и из других источников (общение с ро-дителями, с книгами, кино, телевидением и т.п.). Чем больше ты знаешь и умеешь, чем лучше ты разбираешься в конкретном вопросе – тем ты ценнее.
Современная концепция школьной географии направлена, в первую очередь, на обеспечение важнейшей цели обучения – формирование лично-сти, знающей основы и деятельность человеческого общества, и умеющей правильно ориентироваться в нем, на местном, региональном и глобальном уровнях.
Результат обучения определяется в большей мере не суммой знаний, а умениями применять их на практике, в повседневной жизни. Вот почему проблема формирования практических умений в процессе обучения стано-вится все более актуальной.
Исходя из актуальности данного вопроса, мы сформулировали тему исследо-вания: «Формирование практических умений на уроках «Окружающего ми-ра»».
В связи с избранной темой была определена цель работы: исследовать методику формирования практических умений в начальных классах на уро-ках окружающего мира.
ГЛАВА 2. Методика формирований практических умений в курсе «Окружающий мир»
2.1. Система умений в курсе «Окружающий мир»
Основой всей работы должно являться формирование у учащихся нуж-ной мотивации. При этом следует отметить, что успешное выполнение учеб-ной работы за счет владения умением учиться само по себе является силь-ным мотивирующим фактором.
В результате проведения этого создается основа для дальнейшей рабо-ты с учащимися по формированию общеучебных умений и навыков. После предварительной беседы учащиеся более осознанно воспринимают дальней-шие рекомендации педагогов, у них складывается общее представление о на-значении данных умений, практической значимости их, способах и приемах рационального планирования учебного труда, организации его и самокон-троля. На занятиях, наряду с показом значений умений и навыков, учащихся знакомят с приемами составления плана и самоконтроля, вооружают сведе-ниями об оптимизации окружающей среды, о выборе и обосновании наибо-лее рациональных путей учебной работы, разъясняют особенности планиро-вания, организации и самоконтроля при решении различных учебно-познавательных задач, проводят тренировочные упражнения по формирова-нию первоначальных умений по указанным направлениям, дают на дом за-дания, ориентируя на особенности учеников и необходимость выработки у них конкретных навыков [24.37].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Большой дом человечества. – М.: Детская литература, 1966.
2. Вахрушев А.А., бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля. 2 кл.
(1-4). Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира «Мир и человек». – М.: «Баласс», 1998. – 96 с.
3. Всемирная география. – М.: РОСМЭН,1996.
4. Вокруг Света. Географическая энциклопедия для юных читателей.
5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
6. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение. 1984.
7. Демина Л. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах. – М.: Ми-рос, 1994.
8. Казаков А. География. 2 кл. Корпорация «Федоров», 1996.
9. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Мн.: нар. Асвета, 1980.
10. Ковинько Л.В. Мир удивительных открытий. М., Педагогика,1977.
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 153.
12. Колтун М. Земля. – М.: Мирос, 1994.
13. Кочемасова Е.Е. Самое важное на занятиях по ознакомлению с окружаю-щим миром. // Начальная школа № 5, 2003.
14. Ликум. А. и др. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей.
Т. 1- 8. – М.: Ключ «С», «Слово», 1993-1994.
15. Лисицын М. Формирование общеучебных умений и навыков. КГПИ, 1984.
16. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – М.: Педагогика, 1986.
17. Левитан Е.П. твоя вселенная. 3-4 класс. - М.: Просвещение, 1995.
18. Материалы научно-практической конференции. - Курган, ГИПП «Заура-лье» 1999 г.
19. Мир вокруг нас: Географический атлас для детей. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1996.
20. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в образо-вательных учреждениях. М., 2000.
21. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных клас-сах. 2002.
22. Несговорова Н.П. Экологическая азбука здоровья. К., 2003.
23. Окружающий мир. Учебник-тетрадь «Наша планета Земля». Ч. 4.- М. :Баласс, 2003.
24. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся. // Педагогика
№ 2, 1997. с. 33-39. [1].
25. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. М., 1975.
26. Плешаков А.А. Природоведение.- М.: Просвещение, 1997.
27. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных клас-сов. – М.: Просвещение, 1995.
28. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. Новый курс. Книга 1. – М.: ВЛАДОС, 2001.
29. Радугина А.А. Педагогика и психология. Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 2000.
30. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. М.: Педагогика – Пресс, 1992.
31. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974.
32. Рындина В.В. Методические рекомендации по преподаванию географии в начальных классах (учебник А.Н. Казакова). М., 1998.
33. Савин Н.В. Педагогика. Учебное пособие для пед. учищ. изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1978.
34. Тайны живой природы. – М.: РОСМЭН, 1996.
35. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отно-шения к окружающему миру. Пер. с анг. – М.: 1993 г.
36. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999.
37. Что такое. Кто такой: 1-3 т. – М.:Педагогика – Пресс, 1990-1994.
38. Щукина П.И. Педагогика. Курс лекции. М.: Просвещение, 1966.
39. Энциклопедия для детей. География. Том 3. – М.: Аванта +, 1994.
40. Экологическая азбука для детей и подростков. – М.: МНЭПУ, 1995
.