Введение:
Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономи-ческой и общественной деятельности. Цель маркетинга – управление спро-сом, организация наиболее эффективных методов продвижения товаров и ус-луг на рынок, улучшение условий их приобретения.
Темой данной работы является управление системой маркетинговой деятельности на предприятии. Актуальность выбранной темы дипломной ра-боты для российских предприятий трудно переоценить. Можно сколько угодно долго изучать теоретические источники, повествующие о маркетинге как инструменте повышения прибыли, но знать не значит уметь, а уметь не значит делать.
Очередной этап развития российской экономики вплотную подвел предприятия к осознанию проблемы необходимости практического примене-ния маркетинговых принципов в своей повседневной деятельности. Однако, для этого нужны не только подготовленные специалисты, а определенные усилия по созданию управленческих структур, в задачу которых входит пла-нирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предпри-ятии.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методоло-гической разработке основных принципов и практических этапов совершен-ствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат ре-шению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприя-тий.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответст-венностью «Полиграф-Инвест», осуществляющее издательскую деятельность и оказание полиграфических услуг. Предметом исследования являются ас-пекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии.
В качестве методов исследования предприятия выступают следующие:
анализ технико-экономических показателей деятельности и со-ставляющих элементов макро- и микросреды предприятия;
Глава 3:
В аналитической части данной работы маркетинговая деятельность «Полиграф-Инвест»» была подвергнута ревизии и анализу. Не смотря на то, что на предприятии отсутствует единая служба маркетинга, маркетинговые функции выполняются разными подразделениями, поскольку их выполнение является насущной необходимостью для любого коммерческого и некоммер-ческого предприятия. Это положение следует из самого определения марке-тинга как такового: маркетинг – вид человеческой деятельности, направлен-ной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Первым шагом на пути создания службы маркетинга на предприятии является определение ее системы организации. Наиболее простой и распро-страненной организацией службы маркетинга является функциональная ор-ганизация. В этом случае специалисты–маркетологи руководят разными мар-кетинговыми функциями и подчиняются руководителю службы маркетинга. Однако, такая структура была приемлема еще 2-3 года назад, когда компания в полиграфическом бизнесе поддерживала и продвигала только одну торго-вую марку.
Полиграфическое направление компании «Полиграф-Инвест»» в на-стоящий момент охватывает три вида рынков: рынок рекламных и дизайнер-ских агентств; рынок издательств периодических изданий и специальной ли-тературы; рынок потребителей бумажно-беловой продукции.
Организация службы маркетинга компании должна поддерживать и развивать существующие рынки и товарные марки компании и иметь при-знаки функциональной организации.
Наиболее полно приведенным требованиям отвечает организация службы маркетинга по товарному производству, представленная на рис. 3.1.
Заключение:
Процесс управления маркетинговой деятельностью на предприятии на-чинается с определения концепции управления маркетингом, которая являет-ся обязательным составным элементом миссии компании. Среди основных концепций управления маркетингом в настоящее время известны следую-щие: концепция совершенствования производства; концепция совершенство-вания товара; концепция интенсификации коммерческих усилий; концепция маркетингового подхода; концепция социально-этичного маркетинга.
Приведенные концепции управления маркетингом – это своеобразные исторические этапы, через которые проходило эволюционное развитие мар-кетинга в рыночных экономиках.
Аналогичный процесс изменения отношения к маркетинговой деятель-ности происходит в настоящее время и на российских предприятиях. В ко-нечном итоге, успеха добьются те компании, которые раньше других поймут необходимость и важность важности маркетингового подхода в организации собственной деятельности.
Управление маркетинговой деятельностью, как любой процесс управ-ления, имеет следующие составные части: маркетинговый анализ и аудит; стратегическое и текущее планирование; организация процесса управления маркетингом; контроль осуществления маркетинговых мероприятий.
Маркетинговый анализ и аудит – важнейший составной элемент про-цесса управления маркетинговой деятельностью, который снабжает инфор-мацией все этапы процесса управления и является детализированным иссле-дованием внутренней и внешней среды предприятия, его сильных и слабых сторон. Среди основных инструментов маркетингового анализа и аудита сле-дует назвать: технико-экономический анализ деятельности предприятия, ана-лиз макро- и микросреды предприятия, SWOT-анализ, маркетинговые исследования рынка.