Введение
В настоящее время, чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности организации и совершенствования маркетинговой деятельности. Так как стратегический маркетинг как концепция управления фирмы позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают кризис или им грозит банкротство.
Настоящая работа посвящена проблемам организации и совершенствования маркетинговой деятельности.
Современная практика по проблемам организации и совершенствования маркетинговой деятельности в России показывает, что именно грамотность в этом вопросе является одной из центральных проблем.
Вышесказанное отражает, что выбранная тема является актуальной, т. к. в условиях рынка промышленные предприятия вынуждены осуществлять не только производственную функцию, но и заниматься вопросами формирования ассортимента, улучшения качества, а также экономически выгодным сбытом продукции.
Предприятия рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью.
Однако, это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически анализировать и корректировать свои планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования деятельности предприятия, организации работы коллектива, а разработка маркетинговой стратегии становится полноценным элементом системы управления предприятием.
Практическая значимость выбранной темы заключается в том, что в ней определены научные и методологические подходы к разработке маркетингового механизма, позволяющего на практике реализовывать совершенствование организации и маркетинговой стратегии.
Теоретической базой и методической основой дипломной работы явились работы отечественных и зарубежных ученых-маркетологов, экономистов по вопросам управления, маркетинга и менеджмента, концепции основ маркетинга и менеджмента.
Вопросы стратегического менеджмента и маркетинга рассматривают ведущие маркетологи: Котлер Ф., Мескон М.Х., Портер М., А. Смит, Р. Браймер, Д. Витерс, В. Хойлер, К. Випперман и др. Из отечественных авторов, которые освещают данный вопрос можно назвать Акулич И.Л., Демченко Е.В., Басовский Л.Е., Кретов И.И., Маркова В. Д., Кузнецова С. А. и др.
В качестве инструментов исследования использовались методы системного,предметно-логического анализа, экспертных оценок, статистической обработки исходной информации.
Целью дипломной работы является выявление и анализ всех составляющих теоретических и практических аспектов организации и совершенствования маркетинговой стратегии, разработка теоретического обоснования и практического решения выбора стратегий для конкретной фирмы.
Направлениями работы являются:
1.Исследование и анализ сущности, понятия, содержания и методов маркетинговой стратегии;
2.Анализ мировой и отечественной практики в маркетинговой стратегии;
3. Разработка проекта и обоснование выбора маркетинговой стратегии.
Предметом исследования является организация и совершенствование маркетинговой деятельности.
В качестве объекта исследования избрана оптовая фирма ООО «Меридиан Гарант».
Структура дипломной работы представлена введением, главами основного текста, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Глава I «Теоретические аспекты организации и совершенствования маркетинговой деятельности» раскрывает и анализирует сущность, содержание, типы и методы маркетинговой стратегии.
Глава II «Анализ и организация маркетинговой деятельности на примере ООО «Меридиан Гарант» анализирует организацию и пути совершенствования маркетинговой деятельности. В главе раскрывается организационная структура, анализируются маркетинговые стратегии. В настоящий момент ООО «Меридиан Гарант» является официальным дилером в г. Перми и области завода-производителя электроизоляционных материалов ЗАО «Электроизолит».
В главе III «Совершенствование маркетинговой деятельности в ООО «Меридиан Гарант» анализируются прогнозируемые мероприятия, направленные на стратегическое развитие в период с 2004-2006 гг. А также проводится экономически рассчитанный анализ эффективности прогнозируемых автором мероприятий.
Заключение формулирует основные выводы и рекомендации по результатам дипломного исследования.
Актуальность данной проблемы, показанная выше, обусловила выбор темы данной дипломной работы.
ООО «Меридиан Гарант» реализует две главных стратегии:
• стратегия усиления позиций на рынке электроизоляционных материалов Перми, Пермской области, Кировской области, Удмуртии.
• стратегия усиления позиций на рынке органического стекла Перми, Пермской области, Кировской области, Удмуртии.
Это стратегии маркетинга, но маркетинговая деятельность тесно связана со сбытом и реализацией, она занимается его изучением, стимулированием. Поэтому данные стратегии можно отнести и к коммерческой деятельности, связанной со сбытом и реализацией.
При этом ООО «Меридиан Гарант» ставит цели:
• удержание конкурентных позиций на рынке электроизоляционных материалов и оргстекла в Перми, Пермской области, Кировской области, Удмуртии;
• поиск и выход на новые целевые рынки;
• увеличение объема продаж электроизоляционных материалов и органического стекла;
• повысить качественный уровень по всем каналам реализации и сбыта;
• ускорить продажи наиболее продаваемого и запрашиваемого материала;
• исключение из торговой номенклатуры материалов, не пользующихся спросом;
• развитие хозяйственной деятельности на коммерческой основе.
Вышеназванные стратегии – это стратегии стимулирующие сбыт.
Для достижения третьей цели в настоящий момент разрабатывается план – это освоение деловых контактов с целью продаж материалов в Удмуртии, Башкортостане. Но это на сегодняшний момент в перспективе на 2004-2005 гг..
Раз в год ООО «Меридиан Гарант» выезжает на выставку, которая проводится в г. Перми под тематикой: «Нефть.Газ.Химия». Цель этих выставок – укрепление старых деловых и дружеских связей, заключение новых договоров и деловых связей, поиск новых рынков сбыта реализуемых материалов.
Список использованных источников:
Нормативно-законодательные акты:
Учебники, монографии:
1.Аванесов Ю. А., Васькин Е. В., Ключко А. Н. Основы коммерции. – М.:ТОО "Люкс-Арт", 1999.
2.Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли – М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2001.
3.Декив Р. С. , Рудавский А. В. Совершенствование фирменной торговли. Киев, 1997.
4.Дж. Грехем Скотт. Учитесь продавать свой товар и управлять сбытом. - Киев, Внешторгиздат, 1997.
5.Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. - М.: ООО Издательство АСТ, 2000.
6.Крепкий Л. М. Организация коммерческого успеха. – М.: Инфра, 1999.
7.Осипова Л. В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.:Юнити,2001.
8.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность – М.: Юнити,2001.
9.Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности – М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2002.
10.Песоцкий Е. Современная реклама. Феникс, 2001.
11.Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности М.: Юристъ, 2000.
12.Чармэссон Г. Торговая марка. СПб.: Питер, 1994.
13.Гриневич М. Н. Управление торговым предприятием// "Мясной ряд". – 2001. №4. – с.8
14.Журавлев К. Л. Как нам выжить// "Сельское прикамье". - 2000. №10. - с.3
15.Котов В. Ю. Качество продукции зависит только от нас// "Сфера". – 2001. №12. – с.23
16.Муромкина И. И. Имидж розничного торгового предприятия: особенности формирования и восприятия// "Маркетинг в России и за рубежом". – 2001. №2. – с.17
17.Мухачев А. В. Организация фирменной торговли// "Пищевая промышленность". – 2001. №2. – с.14
18.Николаева Н. А. Маркетинг потребительских товаров в условиях российского рынка// "Маркетинг в России и за рубежом". – 1997. №4. – с.11
19.Николаева Т. И., Николаева Н. А. Фирменная торговля производственных предприятий и ее значение в развитии потребительского рынка крупного города// "Маркетинг в России и за рубежом". – 2000. №2. – с.21
20.Коробейниковь О.П.,Трифилова А.А., Коршунов И.А. Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2000.