Введение
Развитие финансовых отношений обусловило необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности организаций ( предприятий), организации и постановки бухгалтерского учета и отчетности , налогообложения, порядке формирования себестоимости продукции ( работ, услуг).
В принятые нормативные документы часто вносятся различные измене-ния и дополнения ( особенно в части ведения бухгалтерского учета и налого-обложения), которые в силу разных обстоятельств не всегда в полной мере доводятся до налогоплательщиков.
Реорганизация многих предприятий вызвала приток новых руководите-лей предприятий, не обладающих должным опытом работы, имеющих в ряде случаев слабое представление о системе новых законодательных актов, регла-ментирующих особенности деятельности этих организаций.
Поэтому появились и первые нарушения ( порой неумышленные) в со-блюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйствен-ной деятельности предприятий.
В связи с этим возникла необходимость государственного контроля за деятельностью предприятий и организаций.
Государственный контроль подразделяется на ведомственный и вневе-домственный.
Основная функция государственного контроля – это ревизия .
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных дейст-вий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федера-ции и нормативными актами установлена ответственность за их осуществле-ние.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или ис
следование состояния дел на определенном участке деятельности организации.
Цель ревизии или проверки ( далее ревизия) осуществление контроля За соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении ор-ганизацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, на-личием и движением имущества и обязательствами, использованием матери-альных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, норма-тивами и сметами.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредитель-ными документами;
- обоснованностью расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценно-стей;
- обоснованность образования и расходования государственных и вне-бюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгал-терского учета и составление отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бума-гами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат , связанных с текущей дея-тельностью и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
В работе поставлена цель: провести ревизию финансово-хозяйственной
деятельности Отделения федерального казначейства по Старокулаткинскому району и на основе изученного материала предложить мероприятия по усовер-шенствованию бухгалтерского учета, контроля и финансовой дисциплины.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
1. Общая характеристика хозяйственного контроля.
2. Организация работы ревизионной комиссии.
3. Провести ревизию хозяйственной деятельности на примере отделения федерального казначейства по Старокулаткинскому району.
2.2 Подготовка и порядок проведения ревизии
На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контроль-но – ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом им уполномо-ченным ( далее – руководителем контрольно – ревизионного органа), и заверя-ется печатью указанного органа Приложение 1.
Работники контрольно-ревизионного органа должны также иметь посто-янные служебные удостоверения установленного образца.
Работникам контрольно-ревизионного органа, постоянно проживающим и осуществляющим свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установленном порядке.
Составление программы ревизии и ее проведение должен предшество-вать подготовительный период,. В ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательства и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характери-зующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии органи-зации Приложение 2.
Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознако-мить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работ-ников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и со-ставить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы, при выявлении фак-тов злоупотребления или порчи имущества, руководитель ревизуемой органи-зации в соответствии с действующим законодательством Российской Федера-ции обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и ма-териальных ценностей. Дата проведения и участки инвентаризации устанавли-ваются руководителем ревизионной группы по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
Литература
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Москва 1999 г.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации 2002 г.
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации 2001 г. (стр. 161, 221,289).
4. Федеральный Закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 года. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 23.07.98 года № 123-ФЗ).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.04.97 года №310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» в редак-ции от 28.03.98 года.
6. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.98 года № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих в террито-риальных органов исполнительной власти».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.98 года № 627 «Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов»
8. Постановление Министерства труда и социального развития Рос-сийской Федерации от 17.05.2000 года № 38 «О порядке исчисления средне-го заработка в 2000 – 2001 гг. ».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 года № 888 «Положение о территориальном контроле в ревизионных орга-нов Российской Федерации».
10. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации № 42-Н от 14.04.2000 года «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно - ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации».
11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.98 года № 265 «О порядке проверок КРУ и УФК МФ РФ».
12. Министерство труда Российской Федерации Разъяснения от 30.12.1993 года №17, Москва «О порядке установления ежемесячных над-бавок должностным окладам за выслугу лет работникам органов исполни-тельной власти».
13. Бухгалтерская инструкция № 107 – Н от 30.12.1999 года .
14. Инструкция «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденная Решением Совета директоров Центрального бан-ка России от 22.09.1993 года № 40.
15. Программа проверки целевого использования средств федерального бюджета ( стр. 39-48). Журнал «Бюджетные и некоммерческие организа-ции», Москва .
16. Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организаци-ях, состоящих на бюджете, утвержденная Министерством финансов России от 03.11.1993 года № 122.
17. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от-четности в Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 года № 34-Н.
18. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском уче-те, утвержденное письмом Министерства финансов СССР от 29.07.1983 года № 105.
19. Пособие по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. Мо-сква 1993 год.
20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» п.3.2 ( ПБУ – 6/97 ), утвержденная приказом Министерства финансов России от 03.09.1997 года. № 65-Н.
21. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная Приказом Министерства финансов России от 20.07.1998 года. № 33-Н., п.21.
22. «Порядок применения экономических санкций за нарушение госу-дарственной дисциплины цен», утвержденный комитетом Российской Феде-рации по политике цен, Министерством Российской Федерации, Государст-венной налоговой службой Российской Федерации от 1.12.1992 года № 01-17/030-23; № 112; № В-3-6-05/410, п.1.4.
23. Инструкция о порядке проведения ревизии финансово-хозяйственной дея-тельности предприятий, объединений, организаций и учреждений государ-ственного. Агропромышленного комитета СССР. Москва 1987 год.
24. Инструкция «Порядок ведения учета доходов федерального бюджета и рас-пределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» № 91-н от 14.12.1999 года Москва.
25. «Порядок инвентаризации и материальных обязательств установленными методами» Министерство финансов России от 13.06.1995 года № 49.
26. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организа-ций» №.4, 1996 год .
27. «Аудит и ревизия» . Справочное пособие / Дробышевский Н.П., Бавдей П.Л./ ООО «Мисанта» 1994 год
28. Журнал «Бухгалтерский учет» № 12 1996 год Долгая В.М. «Нецелевое ис-пользование бюджетных средств и средств фонда обязательного медицин-ского страхования».
29. Крикунов А.В. «Государственный финансовый контроль: принципы органи-зации программы и порядок проведения» стр. 20 – 22, 52.
30. «Аудит» Шеремет А.Д., Суйц В.П.. Москва 1995 год
31. Журнал «Нормативные акты» № 4 г. Москва 1999 год .
32. Энциклопедия общего аудита . В 2-х томах Москва 1999 год.
33. Журнал «БиНО: Бюджетные учреждения» № 12 2002 г. Л.А. Лолина «Об использовании единого казначейского счета при исполнении федерального бюджета» стр. 10-11.