Актуальность исследования. В настоящее время от учителей часто можно слышать: «дети стали хуже», «ставим тройку, два в уме» и т. п. Это сказано о тех детях, которые не успевают по предмету, с трудом осваивает школьную программу, конфликтуют друг с другом, с учителями и с родителями. Неуспеваемость и нарушение поведения – это крайние проявления школьной дезадаптации. Кроме того, в общеобразовательных учреждениях имеется большая группа детей, испытывающих временные трудности в обучении, они и составляют группу риска школьной дезадаптации.
Начало обучения в школе является переломным периодом в развитии
ребенка, так как меняется его социальная роль, ведущий вид деятельности, система правил и требований, предъявляемых к школьнику и т.д. В настоящее время растет число дезадаптированных детей в силу различных причин: усложнение школьной программы, физиологическая и психологическая незрелость, рост числа семей «группы риска» и пр.
*
*
Глава II. Эмпирическое исследование преодоления дезадаптации у первоклассников
2.1. Организация и методики исследования
Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №1946 ЮЗАО г. Москвы. В исследовании приняли участие ученики первых классов в количестве 25 чел, 15 мальчиков и 10 девочек, средний возраст испытуемых – 7,3. Список детей представлен в Приложении 1.
В качестве методик изучения школьной адаптации были использованы:
- метод наблюдения за учащимися. По результатам заполняется карта наблюдения. В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. При этом уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35 баллов, можно отнести к высокому, 21–27 баллов – к среднему, менее 20 – к низкому. Цель данной методики: выявить уровень адаптации в учебной деятельности.