Введение:
В развитии пытливой и творческой личности участвует познавательный интерес, который определяет направленность жизнедеятельности личности – главной составляющей в непрерывном образовании человека. В толковом словаре русского языка под редакцией В. В. Розановой сказано: «Интерес – внимание к тому, что нравится, что кажется важным, то, что служит нуждам и потребностям кого - , чего-нибудь» [26]. Следовательно, каждому учителю необходимо планируя урок продумывать и проектировать его таким образом, чтобы у учащихся был вызван познавательный интерес, который должен поддерживаться от урока к уроку.
Состояние же познавательных интересов современных школьников таково, что значительно превалирует доля низкого интереса. Причины этого находят в низком престиже знаний, в отсутствии надежного социального заказа на знания, в плохом материальном обеспечении школы.
Исходя из этого, мы сочли тему «Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения» актуальной.
Проблемой развития познавательного интереса занимались ученные: Щукина, Сластенин, Бахарева, Усова, Эльконин, Замков, Леонтьев и другие. Наукой доказано необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.
Целью исследования является рассмотрение методов и приемов, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс обучения природоведению.
Предметом исследования - методы и приемы развития познавательного интереса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определения понятию «познавательный интерес» на основе анализа психологической, педагогической и специальной литературы.
2. Указать особенности познавательного интереса младших школьников.
3. Раскрыть методы развития познавательного интереса.
4. Обобщить педагогический опыт по данной проблеме.
5. Представить методику работы по развитию познавательного интереса на природоведческом материале.
Глава 2:
Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведе¬ния - экологическим. В рамках этой задачи необходимо ознакомить учащихся с конститу¬цией и их правами, с тем, чтобы дети были го¬товы принять участие в защите окружающей среды. Учащиеся должны понять, что много¬образие живых организмов и ландшафта не¬обходимо для сохранения естественных ре¬сурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего; что вопрос защиты окру¬жающей среды - международная проблема и необходимы ответственные действия отдель¬ных лиц и общества в целом, чтобы сохранить природу.
Основной подход при решении этих за¬дач - экологизация курса природоведения в начальной школе. Первый шаг к этому сделан. С 1995/96 учебного года в практику работы вошла целая система «Зеленый дом» (авт. А.А. Плешаков), главная цель которой - формирование у детей ответственного отношения к природе.
Но говорить об экологических связях и проблемах невозможно, если ученик не пони¬мает, что каждое животное занимает свою ни¬шу и по-своему приспособилось к жизни в оп¬ределенных условиях. В III классе при изуче¬нии раздела «Сохраним удивительный мир растений и животных» проводится урок по приспосабливаемости видов.
Тема «Приспособленность видов к усло¬виям жизни».
Цель: дать представление об условиях сре¬ды, их роли в формировании приспособленно¬сти видов, о строении некоторых животных для понимания приспособленности.
Ход урока:
- Ребята, вы знаете о том, что в науке есть нерешенные, спорные вопросы. Один из них - вопрос: почему вымерли динозавры? В конце урока мы попытаемся ответить на него. А помогут нам в этом известные вам растения.
Учитель показывает гербарии - веточки березы обыкновенной и северной.
- Кто-нибудь узнал это растение? Как оно называется? Это травянистое растение, кус¬тарник или что-то другое? Почему эти растения такие разные? Какие условия неживой природы повлияли на их рост и развитие?
После ответов детей на доске вывешива¬ются таблички с надписями:
Свет Температура Влажность Почва
- Обратите внимание на то, что на Коль¬ском полуострове большая влажность, но по¬чему-то растениям не хватает воды. Почему? (Холодная вода плохо усваивается растения¬ми.) Действительно, посмотрите, какая ма¬ленькая березка растет у нас, она так и назы¬вается - карликовая. А в средней полосе рас¬тет береза обыкновенная.